Получение детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ОВЗ) образования является
одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной
самореализации.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению
родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус
может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в
результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением
медико-социальной экспертизы.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ детский сад «Радуга» введен в эксплуатацию в 1986 году.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для
закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления
для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в
образовательной организации отсутствуют. Входная площадка имеет пандус,
звонок при входе, вывеску с названием организации, графиком работы
организации, планы здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля
на контрастном фоне.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено
сопровождающее лицо.
Наличие детей с ОВЗ и организация деятельности Инвалиды и лица с
ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном
процессе на общих основаниях. В образовательной организации
воспитываются 2 «ребенка-инвалида» и 23 ребенка с ОВЗ (нарушение речи),
которые интегрированы в общеразвивающие группы и получают логопедическую
помощь на логопункте и по индивидуально-образовательному маршруту.
Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями
здоровья оказывают учитель-логопед, воспитатели групп и специалисты,
через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. 3
педагогических работника, работающие с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программе
«Организация инклюзивного дошкольного образования», «Диагностика
нарушений развития детей раннего возраста», «Психолого-педагогические
технологии работы с детьми с ОВЗ на уровне дошкольного общего
образования», 72 ч.
Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья Для детей с ОВЗ используются специальные адаптированные
образовательные программы дошкольного образования для воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья (фонетико-фонематическое
недоразвитие речи, общее недоразвитие речи).
Адаптированная программа разработана с учётом особенностей развития
ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и
коррекция нарушений социальной адаптации. Основные направления
программы:
• создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для
его позитивной социализации, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
В программе также учитываются:
• индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной
ситуацией и состоянием здоровья;
• возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее
реализации.
Формы работы:
• Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.
• Целенаправленность развития способности данной категории воспитанников
на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
• Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством кружков и
студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая
социальную практику.
• Вовлечение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в
допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования,
проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья
Оборудование и персонал пищеблока детского сада «Радуга» осуществляют
потребность воспитанников четырехразовым питанием. Создание отдельного
меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья Здание МБДОУ детский сад «Радуга» оснащено противопожарной
звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с
обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об
опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения
профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной
направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания
первой медицинской помощи в МБДОУ функционирует медицинский кабинет.
Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием
в соответствии с СанПиН 2.6.3648-20. На основании заключённого договора
медицинское сопровождение воспитанников детского сада осуществляет
медсестра детской поликлиники ТОГБУЗ «Староюрьевская ЦРБ».
В МБДОУ организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным
сетям Особые условия доступа к информационным системам и
информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут
быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ детский сад
«Радуга» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых
существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника,
аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные
проекторы).
Специальные технические средства обучения коллективного и
индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Нормативно –правовая база по обеспечению условий доступности для лиц
с ограниченными возможностями здоровья • Федеральный закон " О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации"(принят
Государственной Думой 20 июля 1995г., одобрен Советом Федерации 15
ноября 1995г.)
• Конвенция «О правах инвалидов»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1309 от
9 ноября 2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности
для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а
также оказания им при этом необходимой помощи».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 июля 2020 г. № 373
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам —
образовательным программам дошкольного образования».
• Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с
ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (принят Государственной Думой
21 ноября 2014г., одобрен советом Федерации 26 ноября 2014 г.)
• Приказ от 15 октября 2015г. № 723н «Об утверждении формы и порядка
представления органами исполнительной власти субъектов индивидуальной
программы реабилитации или абилитации инвалида».
• Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на
2011 — 2020 годы.
• Приказ Федеральной службой Рособрнадзор от 12.01.2022 №24 «О внесении
изменений Правил размещения на официальном сайте образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"и
обновления информации об образовательной организации"
• Приказ администрации Староюрьевского района от 31.10.2016 «145
«Об утверждении Порядка взаимодействия отдела образования администрации
Староюрьевского района с муниципальными образовательными организациями
Староюрьевского района по исполнению мероприятий индивидуальной
программы реабилитации или абилитации ребѐнка – инвалида в части
психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка – инвалида»
Паспорт
доступности объекта социальной инфраструктуры
Материально-техническое обеспечение и оснащение
образовательного процесса
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов
Одним из условий гармоничного, полноценного и всестороннего развития
детей (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) является создание комфортной
среды пребывания.
При создании предметно-развивающей среды нами учитываются возрастные,
индивидуальные особенности детей. Оборудованы групповые комнаты,
включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Предметная среда
всех помещений оптимально насыщена для каждого вида деятельности.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным
сетям
Информационное пространство МБДОУ включает в себя: электронную почту,
Wifi. Все компьютеры оборудованы лицензионными программами. Скорость
доступа к сети Интернет по договору с РосТелеком, разработан и действует
официальный сайт.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья. Кабинеты и группы оснащены следующим
оборудованием
• ноутбуки - ( шт.),
• принтеры - (4 шт.),
• многофункциональные печатные устройства - (1 шт.),
• музыкальный центр - (2 шт.),
• проектор - (1 шт.),
• ЖК-телевизор - (1 шт.)
• Экран- (1 шт.)
Доступ обучающихся (воспитанников) в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья, к электронным образовательным
ресурсам не предусмотрен. Для организации детской деятельности педагоги
используют электронные образовательные ресурсы: maam?
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с
ОВЗ:
Медицинское обслуживание воспитанников МБДОУ детский сад «Радуга»
осуществляется медицинской сестрой детской поликлиникой ТОГБУЗ «Староюрьевская
ЦРБ»
В дошкольном учреждении организовано 4-х разовое питание (завтрак,
второй завтрак, обед, полдник). Ежедневное меню составляется с учетом
нормативных требований, возрастных норм и суточной потребности в
основных пищевых продуктах. Двадцатидневное меню разработано в
соответствии с нормами СанПиН.
Территория МБДОУ оборудована системой внутреннего и внешнего
видеонаблюдения, электронной системой закрывания замков калитке;
установлены: домофон, системы АПС, система управление и оповещения об
эвакуации.